«Пионеры фотожурналистики» и их взгляд на Симбирск XIX века
Значимость старой фотографии, особенно в первые годы её становления, невозможно переоценить: созданные без ретуши и цифровых правок, эти снимки сохранили подлинные черты эпохи — от архитектурных памятников и населённых пунктов до повседневной жизни людей.

Особый интерес в этом контексте представляют первые пейзажные снимки Симбирска. В данной статье мы обратимся к наследию фотографов-первопроходцев второй половины XIX века. Их работы стали не просто началом фотографический летописи региона — они ознаменовали собой рождение местной фотожурналистики.
1
Муренко Антон Степанович
Муренко Антон Степанович (Стефанович) родился в 1837 году в небогатой дворянской семье в селе Богдановка (Новгород-Северский уезд, Черниговская губерния).
В 18 лет получил звание прапорщика и 11 июня 1855 года начал службу в 16-ой полевой артиллерийской бригаде, участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны (1853–1856) и позже был удостоен памятной бронзовой медали на Андреевской ленте.

За четыре дня до окончания войны, 14 марта 1856 года, 19-летнего Муренко направили в фотографическое отделение при военно-топографическом депо генштаба. Это подразделение занималось копированием и масштабированием военных карт с использованием новейших технологий того времени. Под руководством Николая Григорьевича Писаревского — общественного деятеля, публициста, инженера в области электрических средств связи, фотографии и топографии, Муренко освоил теорию и практику светописи.
Весной 1858 года подпоручик Муренко был командирован в качестве фотографа к среднеазиатской миссии полковника Павла Николаевича Игнатьева. Последний скептически встретил идею фотографирования: в сохранившихся письмах он жаловался на громоздкость аппаратуры, называя свой отряд «неуклюжим караваном», да и сам фотограф казался ему ненадёжным. Оборудование Антона Муренко, напоминавшее местным пушку, сперва пугало: стоило ему накинуть чёрную клеёнку для съёмки, как бухарцы и хивинцы разбегались. Со временем к фотоаппарату привыкли, появились желающие получить фотопортрет.
Обложка и оглавление Симбирского фотоальбома
Фотоснимки Антона Муренко стали первыми в истории Средней Азии — альбом «От Оренбурга через Хиву до Бухары» с 28 фотографиями преподнесли в качестве подарка князю Константину Николаевичу (1827 – 1892). В 1860 году эта работа принесла Муренко серебряную медаль Русского географического общества. Путешествие и признание так воодушевили молодого офицера, что он взял трёхлетний отпуск и отправился под эгидой Русского географического общества в экспедицию по просторам России, чтобы запечатлеть её города и сёла, составить альбомы «видов и типов».

В 1866–1867 годах Антон Степанович Муренко запечатлел Симбирск — город, недавно восстанавливавшийся после пожара 1864 года. Летом 1867 года Муренко выпустил серию «Фотографические виды города Симбирска» — одну из первых в городе. Альбом представлял собой картонную папку типографского производства с двенадцатью крупноформатными снимками.
Александр Островский, Иван Горбунов и Антон Муренко
«Некоторые из фотографий Муренко справедливо считаются лучшими среди дореволюционных изображений нашего города»
Сергей Львович Сытин (1925–2001)
Краевед, историк и фотограф, стоявший у истоков создания «симбирской фотолетописи».
  • В центре — дом купца-горнопромышленника Ивана Семёновича Мясникова (он же Пустынников). Слева — Троицкая церковь. Справа — Дом Бычковых. На заднем плане— колокольня Спасо-Вознесенского собора;
  • Начало работ по сооружению дамбы в овраге реки Симбирке с трудящимися заключёнными;
  • Спасская улица. Здание с колоннами — парадные ворота Спасского женского монастыря. Слева, за угловой монастырской постройкой, видны два дома купца Андреева. В центре на заднем плане — Ильинская церковь. Справа — дом Языковых и Дом городского общества.
  • Симбирская мечеть на Лосевой улице;
  • Строительство коллектора и дамбы в овраге реки Симбирки;
  • Вид на Симбирск от Лосевой улицы.
  • Вид Симбирска со стороны Свияги;
  • Вид на Большую Саратовскую улицу. Справа Троицкая церковь, слева Вознесенский собор;
  • Вид Симбирска со стороны Свияги (фрагмент) .
Карамзинская площадь от Спасского монастыря — первое известное изображение памятника Николаю Михайловичу Карамзину в Симбирске, сделанное в момент завершения обустройства прилегающего сквера.
На переднем плане — монахини Спасского женского монастыря, на заднем — заключенные, благоустраивающие территорию под надзором.
Фотография хранится в коллекции Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова.
2
Альберт Леопольд Бах
Среди первых фотографов, запечатлевших Симбирск второй половины XIX века, особое место занимает А.Л. Бах. Его работы регулярно встречаются в краеведческих публикациях, однако личность автора во многом остаётся неизвестной. Лишь благодаря архивному списку удалось установить, что за инициалами скрывается некий Альберт Леопольд Бах, уроженец Пруссии, чьё имя значится в дореволюционных списках фотографов и владельцев фотоателье.
  • Деревянный «Слепневский» театр на Большой Саратовской улице, построенный в 1846 году. Вперед выступает украшенный резьбой портик с колоннами. Три входные двери вели в фойе, за которым находился зрительный зал на 400 мест. В скромном театре было все необходимое: артистические уборные, комнаты для репетиций и хранения реквизита, буфет и т.д. Билеты в партер обычно стоили 1 рубль, в ложи – 2 рубля, стоячие места на галерке – 30 копеек;
  • Тихвинская церковь;
  • Новоустроенный Карамзинский сквер на фоне Спасского монастыря, соборной площади и гимназии. Подготовка к установке ограды.
В 1858 году 20-летний Альберт Бах прибыл в Россию, где посвятил себя развитию фотографического дела. За пять лет он успел открыть ателье в нескольких губернских городах (Например, в Минске, Орле, Курске, Воронеже, Тамбове, Пензе, Ярославле, Вологде и пр.) и ряде уездных городов (Бобруйск, Рославль, Ростов, Брянск и пр.).

В июне 1863 года 25-летний Бах прибыл в Архангельск, где вместе с соотечественником Францем Шредером открыл новое заведение, предоставляющее услуги фотографии. Ателье находилось в доме Зелениной на Троицком проспекте.

Реклама, опубликованная в «Губернских ведомостях», гласила:

«Прибывшие в Архангельск прусские подданные Ф.А. Шредер и Бах извещают жителей города, что они открыли в доме Зелениной, по Троицкому проспекту, фотографическое заведение, где будут принимаемы ежедневно, с 10 часов утра по 6 часов пополудни, заказы по снятию портретов всякого рода и размера, за самую сходную цену. За верность портрета и чистоту Шредер и Бах ручаются...»
  • Дом Бычковых и Троицкий собор. Вид с Покровской улицы, продолжавшейся к востоку от Большой Саратовской до пересечения с Комиссариатской;
  • Новоустроенный Карамзинский сквер на фоне Спасского монастыря, соборной площади и гимназии. Подготовка к установке ограды;
  • Увеличенный фрагмент панорамной фотографии. Дом и флигель усадьбы Глинок-Баратаевых по Жарковскому переулку.
Ситуация резко изменилась 24 сентября 1863 года. Департамент внутренних сношений МИД уведомил архангельского губернатора о требованиях прусских властей передать им Альберта Баха, что обвинялся в уклонении от воинской повинности. Расследование подтвердило, что фотограф тайно покинул Архангельск ещё в начале сентября, отправившись в Вятку (Киров), став «кочующим фотографом». В отличие от своего несостоявшегося компаньона, фотограф Франц Шредер задержался в Архангельске надолго.
Панорама южной части Симбирска: вид с колокольни Вознесенского собора на юго-запад. На заднем плане – корпуса Александровской больницы.
Известно, что Бах снимал Симбирск примерно в те же годы, что и Антон Муренко. Летом 1867 в газете «Симбирские губернские ведомости» появляется объявление о продаже А.Л. Бахом 25 фотографий Симбирска и его окрестностей.
Несмотря на малую известность, Альберт Бах внёс важный вклад в историю Симбирска, сохранив для потомков визуальную летопись города через свои фотографии.
3
Борис Романович Бик
Борис Романович (Бенцель Рубинович) Бик – один из наиболее популярных симбирских фотографов второй половины XIX века. Проработал в городе почти 20 лет (с 1878 года), занимаясь преимущественно павильонной фотосъёмкой. Однако, за годы работы Борис Бик не только запечатлел сотни портретов горожан, включая семью Ульяновых, но и подарил потомкам серию масштабных видовых фотографий.
Владимир Ильич Ленин (Ульянов) в год окончания гимназии. Симбирск.1887 год
(Фотограф: Б.Р. Бик)
Особого внимания заслуживает его известная панорама:
На первый взгляд снимок кажется совсем непримечательным: заросшее поле внизу, выцветшее небо вверху, и лишь тонкая полоска города между ними — Симбирск 1880-х годов, снятый, вероятно, с мельницы. Но при увеличении и внимательном рассмотрении открываются интересные детали.

На переднем плане — окраина с избой и забором. Далее город спускается к оврагу реки Симбирки, а на горизонте ярко выделяется волжский берег с улицами и домами. Слева угадывается Стрелецкая улица. При ближайшем рассмотрении виден флигель во дворе дома Прибыловской — месте рождения Ленина. Это первое сохранившееся фото здания, позже восстановленного в Ульяновске. Белая гимназия с пристроем 1883 года присутствует, а дома земской управы, что был построен в 1889 году, ещё нет. Значит, фото сделано где-то между 1883 и 1889 годами.
Первоначальное здание ремесленного училища графа Владимира Владимировича Орлова-Давыдова.

Начав с ремонта часов и скромной фотостудии в Симбирске, Борис Бик вырос до купца средней руки, а в 1892 году расширил деятельность, открыв первое фотоателье в Самаре — крошечную мастерскую в 9 м² с небольшим столом и бархатным фоном. Помещение ему сдавала в аренду купчиха Хренова в своём доходном доме. Сам Бик постоянно жил в Симбирске, а в Самаре бывал наездами. К тому моменту часами Борис Романович лично давно перестал заниматься, ведь в его мастерских трудились наёмные специалисты. А вот фотография была для него не только источником заработка, но и отдушиной. По этой причине клиентов Бик всегда принимал и фотографировал лично.

В 1897 Бик удачно продал свой фотобизнес в Симбирске. Покупателем стал Спиридон Никитин, основатель целой династии симбирских, а затем и ульяновских фотографов. Много лет Никитин использовал бренд Бика, указывая на паспарту «фотография С. Н. Никитина, быв. Б. Р. Бика».

В 1901 году Борис Бик передал свой самарский бизнес дочери Софье. Уже через год новая хозяйка проявила предпринимательскую смекалку, создав краткий, но запоминающийся рекламный слоган: «Борис БикЪ. Фотографiи – шик». Это объявление стало регулярно публиковаться на страницах главного городского издания — «Самарской газеты», появляясь каждые 2-3 месяца.
  • Троицкий собор, здание присутственных мест и часть Николаевского сада;
  • Большая Саратовская улица;
  • Парад пожарных на Московской улице. Здание 1-й полицейской части.
Дворцовая улица.
Современный мир сложно представить без фотографии — её роль в науке, медицине, культуре и повседневности стала поистине всеобъемлющей. Менее чем за два столетия это изобретение прошло колоссальный путь развития: от сложного процесса съёмки громоздкими аппаратами, камерами-обскурами, хрупких стеклянных негативов, проявки, печати до современной цифровой фотографии.
На сегодняшний день работы Антона Муренко, Альберта Баха и Бориса Бика являются ценными историческими документами, сохранившими подлинный облик Симбирска второй половины XIX века. Преодолевая технические ограничения ранней фотографии и организационные сложности, эти первопроходцы сформировали уникальную традицию документальной съёмки, ставшую фундаментом для развития региональной фотожурналистики.
Автор: Алиса Гвоздкова
Made on
Tilda